Порядок обжалования действий судебных приставов-исполнителей

8

Прокуратурой традиционно особое внимание уделяется вопросам соблюдения законодательства об исполнительном производстве.

Ежегодно в прокуратуру района поступает большое количество обращений с жалобами на бездействие или незаконные действия судебных приставов-исполнителей.

Однако практически половина жалоб на действия судебных приставов-исполнителей направляется на рассмотрение в Семикаракорский районный отдел судебных приставов УФССП России по Ростовской области в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.

Также согласно п. 1.4 указания Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.2009 N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» при рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве прокурорским работникам надлежит тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов.

Тем не менее, в тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

Многие граждане обращаются в прокуратуру района с жалобами на действия судебных приставов-исполнителей при условии, что они предварительно не обращались к главному или старшему судебным приставам, чтобы последние проверили законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей. Поэтому, как уже отмечалось выше, практически половина обращений на действия судебных приставов не рассматриваются по существу, а в семидневный срок перенаправляются для рассмотрения в районный отдел судебных приставов УФССП России по субъекту Российской Федерации. Такие действия граждан приводят к затягиванию процесса рассмотрения их обращения, увеличивая его на срок обработки обращения в прокуратуре района и перенаправления для рассмотрения в районный отдел судебных приставов УФССП России по субъекту Российской Федерации.

Таким образом, первоначально заявителю необходимо обратиться к главному или старшему судебным приставам, чтобы последние проверили законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, а уже затем в случае несогласия с ответом главного или старшего судебного пристава обращаться в прокуратуру района.

Обращения рассматриваются районным отделом судебных приставов УФССП России по субъекту Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Дополнительно разъясняю, порядок обжалования постановлений судебных приставов-исполнителей.

Постановления судебного пристава-исполнителя, выносимые в рамках исполнительного производства, могут быть обжалованы в порядке подчиненности и (или) оспорены в суде. С жалобой на постановление судебного пристава-исполнителя могут обратиться стороны исполнительного производства (взыскатель, должник), а также иные лица, чьи права и интересы нарушены таким постановлением (ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве)).

По общему правилу жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя рассматривается старшим судебным приставом, возглавляющим соответствующее структурное подразделение территориального органа ФССП России. Жалоба в порядке подчиненности может быть подана как непосредственно лицу, уполномоченному ее рассматривать, так и через судебного пристава-исполнителя, постановление которого обжалуется. Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба подается в письменной форме, подписывается лицом, обратившимся с ней (или его представителем) и должна содержать установленные Законом реквизиты.

Жалоба на постановление рассматривается в течение десяти дней со дня ее поступления, срок рассмотрения жалобы может быть приостановлен до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней (ч. 3 ст. 124, ч. 1 ст. 126 Закона об исполнительном производстве). По результатам рассмотрения жалобы постановление судебного пристава-исполнителя может быть признано правомерным, а в удовлетворении жалобы отказано либо жалоба признается обоснованной полностью или частично (ст. 127 Закона об исполнительном производстве).

К подсудности арбитражных судов относится рассмотрение вопроса об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного (ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, ч. 1 ст. 198 АПК РФ) в рамках определенных исполнительных производств, либо в случаях, когда постановление нарушает права и законные интересы гражданина или организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей, не относящиеся к подсудности арбитражного суда, рассматриваются судом общей юрисдикции (районным судом) в порядке административного судопроизводства (ч. 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, ст. 19, ч. 1 ст. 218 КАС РФ).